Школьная (гимназическая) служба примирения


   

 

 

Информационное письмо для обучающихся и родителей (законных представителей)

«Что такое Служба примирения образовательной организации»

 

Когда твоя рука в моей руке

уверенней шагать, мы это знаем,

А потому ни ссоре, ни вражде

уйти от нас не помешаем!

 

 

Школьная служба примирения (ШСП) http://osa-sosh4.edusite.ru/old/images/clip_image002.jpg

 

Школьная служба примирения

 

Служба примирения – является социальной службой, действующей в образовательной организации на основе добровольческих усилий учащихся.

Школьная служба примирения (ШСП) - группа подростков с руководителем взрослым, организационно вписывающаяся в структуру школы, целью работы которой является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.

Цель службы: содействие в профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Задачи:

- проведение примирительных программы;

- обучение школьников методам урегулирования конфликтов;

- снижение количества правонарушений в подростковой среде.

 

Деятельность школьной службы примирения направлена на:

 

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

 

Деятельность службы примирения определяется:

  • Положением школьной службы примирения
  • Приказом «о создании школьной службы примирения»
  • Уставом
  • Кодексом медиатора

 

Служба примирения включает в себя:

  • учащихся 7-11 классов.
  • руководителя службы: педагогического работника школы по приказу директора школы, обученного проведению примирительных программ;
  • специалистов или педагогов школы, обученных проведению восстановительных программ.

Руководитель ШСП организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; на этапе становления ШСП и в сложных случаях проводит восстановительные программы; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций, проводит общий анализ деятельности; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников ШСП.

Учащиеся, участники ШСП, проводят программы примирения, анализируют конкретные случаи, отслеживают исполнение договора по программам, привлекают учащихся для данной деятельности.

 

 

Как выстраивается работа школьной службы примирения?

 

Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:

1. Принцип добровольности, предполагающий исключительно добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон.

2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

 

Что такое Программа примирения?

 

Данная программа организационно представляет собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Встреча проходит в присутствии подготовленного ведущего программы, который организует конструктивный диалог сторон. Допускается присутствие родителей, психологов, социальных педагогов.

 

На примирительной встрече обсуждаются три основных вопроса:

 

1. «Каковы последствия криминальной или конфликтной ситуации для сторон, и какие чувства они испытывают по поводу случившегося?» Как правило, последствия разрушительны для обеих сторон. И на встрече они (зачастую впервые) начинают видеть друг в друге человека, а не врага. А если стороны признают, что имело место несправедливое и травмирующее событие, то логичен переход ко второму вопросу:

2. «Как данная ситуация может быть разрешена?» Существует множество решений: от принесения извинений до возмещения ущерба в денежной форме, нахождения возможности заработка для возмещения ущерба, самостоятельное исправление причиненного вреда и т.д. Мы считаем, что справедливость возникает тогда, когда сами стороны нашли решение, которое их самих полностью устраивает.

3. Третий обсуждаемый вопрос: «Как сделать, чтобы это не повторилось?» Рассматриваются глубинные причины поступка нарушителя и необходимость работы с ними, обращение его к психологу, социальному педагогу. С этой целью составляется реабилитационная программа.

Результаты проведенной программы при необходимости фиксируются в примирительном договоре и могут быть представлены на педсовете, в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН и ЗП) и суде для учета при принятии решения.

 

Мы рассматривает следующие конфликты:

*межличностные конфликты

*нецензурные оскорбления

*угрозы

*причинение незначительного материального ущерба

*взаимные обиды

*длительные прогулы в результате конфликта

*изгои в классе

* конфликты с учителями, с родителями.

 

Приходите к нам! Давайте решать проблемы вместе!


 

УТВЕРЖДАЮ

                     Директор Гимназии №1:

                     _____________ Королева З.М.

Положение о школьной (гимназической) службе примирения

 

1.​ Общие положения.

1.1​ Служба примирения является социальной службой, действующей в гимназии на основе добровольческих усилий педагогов и учащихся.

1.2​ Служба примирения является исполнительным органом гимназического ученического самоуправления.

1.3​ Служба примирения действует на основании законодательства, Устава гимназии и настоящего Положения.

2.​ Цели и задачи службы примирения.

2.1 Целью деятельности службы примирения является содействие профилактике и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

2.2 Задачами деятельности службы примирения являются:

- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;

- обучение гимназистов методам мирного урегулирования конфликтов.

3. Принципы деятельности службы примирения.

Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:

3.1 Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учителей и школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация в возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.3. Принцип нейтральности, запрещающей службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение, сделать выводы.

4. Порядок формирования службы примирения.

4.1. В состав службы примирения входят: председатель, члены службы примирения школьники 7-11 классов (председатели), классные руководители 7-11 классов.

4.2. Председателем службы примирения может быть любой педагогический работник гимназии, на которого приказом директора возлагаются обязанности по руководству службой примирения.

4.3. Вопросы членства в школьной (гимназической) службе примирения, требований к гимназистам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами, принимаемыми службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения.

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от учащихся, педагогов, родителей, администрации гимназии, членов службы примирения.

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости, о принятом решении информируются должностные лица гимназии.

5.3. Примирительные программы могут быть проведены по фактам совершения подростками преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 115,116,129 и ст. 130 УК РФ. В данных случаях сотрудники УВД должны уведомлять администрацию гимназии о совершенных преступлениях до принятия решений по существу. Данное уведомление является основанием для организации примирительной встречи.

5.4.Примирительная программа начинается в случае согласия обеих конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение – также необходимо согласие родителей или других законных представителей несовершеннолетних.

5.5. Во время проведения программы примирения вмешательство работников гимназии в процесс разрешения конфликта не допускается. В случае если служба примирения поставила в известность администрацию гимназии о начале проведения программы примирения, администрация гимназии обязана обеспечить невмешательство в конфликт работников гимназии.

5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут быть зафиксированы в примирительном договоре. При необходимости копия примирительного договора передается в администрацию гимназии и выносится ходатайство о том, чтобы меры наказания не применялись.

5.10. Служба примирения осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами, но не несет ответственности за их выполнение. При возникновении затруднений в выполнении обязательств, служба помогает сторонам осознать причины трудностей, найти пути их преодоления.

5.11. При необходимости служба примирения содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.

6. Организация деятельности службы примирения.

6.1. Службе примирения, по согласованию с администрацией гимназии, предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы гимназии, такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации.

6.2. Должностные лица гимназии оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов, родителей и школьников.

6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов гимназии.

6.4. Администрация гимназии обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом службы примирения, конструктивного отношения к деятельности службы примирения.

6.5. Администрация гимназии содействует службе примирения в налаживании взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

6.6. В случае если программа примирения проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация гимназии может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

7. Заключительные положения.

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся директором гимназии по предложению школьной (гимназической) службы примирения или органов ученического самоуправления.