ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ПЕДАГОГА НЕУСТРОЕВОЙ НАДЕЖДЫ ВИКТОРОВНЫ


Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся  начальной школы в  условиях реализации ФГОС

учитель математики высшей категории

 «Гимназии №1-Центр образования» г. Щекино

Неустроева Н.В.

 

 

 

  Особенность ФГОС в том, что вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности, что требует от педагога использование разнообразных технологий.

Я применяю:

  (Слайд 2) Личностно-ориентированные

       где в центр образовательной системы ставится личность ребенка,  обеспечиваем комфортные условия ее развития и реализацию природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

  (Слайд 3) Для решения этих задач применяем следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоя­тельному использованию разных способов вы­полнения заданий;
  • применение индивидуальной, парной, групповой работы, заданий, позволяющих ученику са­мому выбирать тип, вид и форму материала (сло­весную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены, анализируется продвижение вперед.

 

В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяем гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

 (Слайд 4)  Педагогика сотрудничества

проявления гуманного отношения к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам, в сочетании с проявлением демократизации отношений – правом ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию познавательного интереса и мотивации у  младших школьников.

(Слайд 5) Так же использую элементы проблемно-диалогической технологии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.

Диалог может быть побуждающим и подводящим. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику выработать творческий подход к работе. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию темы, выстраиваю логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Дети сами приходят к новому знанию, к новому открытию посредством групповой работы.

(Слайд 6)Так же использую технологию уровневой дифференциации (задания даю разного уровня сложности для самостоятельной работы, для первичного закрепления знаний, для проверки знаний).

У педагога появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстро продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

 

Внедрение здоровьесберегающих технологий предусматривается развитие у учащихся начальной школы универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

(Слайд 7)   Использую в своей практике  

  • упражнения для профилактики нарушения зрения,
  •  снятия напряжения,
  •  повышения работоспособности,
  •  релаксацию,
  •  дыхательную гимнастику,
  •  тренинг мышечного расслабления,
  •  гимнастику мозга,
  •  пальчиковую гимнастику,
  •  профилактические упражнения на позвоночник.

 

 (Слайд 8)   К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и технологию раскрепощенного развития детей В.Ф. Базарного. Особенность данной технологии в том, что

  • учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз; 
  •  используются: разминки  и упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию;
  •  офтальмотренажер;
  •  экологическое панно;
  • режим движения наглядного материала;
  • схемы зрительных траекторий;
  • сенсорно-дидактические кресты;
  • пение и классическая музыка.

(Слайды 9, 10) Предлагаю вашему вниманию Диаграмму для разгрузки зрения.   (Слайд 10)

 

   

  (Слайд 11) Особо хочется остановиться на    

    Рекомендациях по проведению физкультминуток:

  • Длительность физкультминутки должна составлять 1-5 минут
  • Она должна проводится на начальном этапе утомления, выполнение при сильном утомлении не дает желаемого результата
  • Физкультминутка должна быть адресной
  • Должна проводится в чистом, хорошо проветренном помещении
  • Упражнения следует менять 1 раз в две недели

Физкультминутка просто должна быть!

(Слайд 12,13)  Продолжаю совершенствовать метод проектов.

Проектная деятельность способствует формированию уже в начальной школе таких умений, как:

  • увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности
  • спланировать свою деятельность
  • выполнить работу и получить ее результат, оформить конечный продукт
  • сравнивать оформленный результат с заявленной целью работы

  Дети  учатся составлять план работы над проектом, отбирать нужную литературу, пользоваться различной справочной литературой, словарями, делать иллюстрации,   пользуются сетью Интернет, учатся отбирать необходимую информацию для раскрытия темы проекта. Посмотрите на проекты, которые подготовили учащиеся 3 класса к научно-практической конференции.

(Слайд 14,15)  Активно применяю ИКТ-технологии. Для проведения урока составляю презентации и использую мультимедийные пособия по всем предметам. Использование ИКТ позволяет развивать все типы УУД, активизировать познавательную активность школьников, повысить учебную мотивацию, разнообразить учебный процесс и повысить качество обученности. Разработаны оценочные листы при защите проекта, где в схематической форме отражаются успехи и достижения учащихся в той или иной сфере деятельности.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса детей не могут существовать.

 

 

 

 

 

Литература

    1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
    2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
    3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
    4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
    5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
    6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
    7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
    8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с. 
    9. Кулакова Н.И. Мир в капле росы. Минутка для релаксации.
    10. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии
    11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E7%E0%F0%ED%FB%E9,_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%D4%E8%EB%E8%EF%EF%EE%E2%E8%F7
    12.  http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/tehnologia.php
    13. http://edu.of.ru/dance/default.asp?ob_no=56901